Поговорим о заказчиках?

Иногда копирайтер купается в доброжелательных клиентах, которые в восторге от каждого написанного им предложения. Но иногда в жизни как будто наступает полоса неудач, и каждый новый заказчик оказывается букой, жадиной или придирой.

В этом году мне «повезло» - удалось поработать сразу с несколькими людьми, источающими негативные флюиды. Чутьё предупреждало, но темы были новыми и интересными, поэтому я от него отмахивалась. Одному из клиентов пришлось вернуть деньги по забавной причине: сам он одобрил текст, но у его партнёров оказалось другое мнение, и мне было велено всё переписать. Естественно, я была не в восторге от перспективы сизифова труда.

Хочется, чтобы в копирайтинге было меньше таких случаев. В прошлом году я публиковала статью, в которой рассказывала о способах борьбы с нечестными заказчиками на замечательной (во многом) ETXT. Сегодня же попробую рассказать, как распознать капризного заказчика, работая без посредников. При этом сохранить драгоценные нервы, а также избежать потребительского отношения со стороны клиента.

Wanted: придира, жадина, бука

Немногие трудные заказчики хорошо маскируются; большинство выдаёт себя уже в первых сообщениях переписки или тексте технического задания. Нужно только заметить тревожный звоночек и адекватно отреагировать.

Итак, тема дня: как узнать нежелательного клиента?

  1. Он честно предупреждает, что собирается придираться к текстам. Не скрывает своей капризности, а размахивает ей, как флагом.
  2. Не хочет платить. То есть не вообще, конечно, а прямо сейчас. Предоплата его пугает, и отказ от неё мотивируется примерно одинаково: «А вдруг мне не понравится?»
  3. Он скидывает вам тексты предыдущих исполнителей с комментариями вроде «пример того, как не надо» и «посмотрите, какой бред мне сдали в прошлый раз».
  4. Он требует примера текстов по его теме. Не близкой, а именно такой. Даже если его фирма разводит воротничковых рябчиков.
  5. Спрашивает, настоящие ли у вас отзывы и как это можно проверить.
  6. Говорит, что бюджет крайне ограничен, но в будущем, возможно, будут заказы значительно дороже.
  7. Предупреждает, что «устал платить за бездарную писанину».

Заметили что-то подобное? Мой вам совет – ретируйтесь, мотивируя вежливый отказ повышенной загруженностью или отсутствием интереса. Иначе этот несчастный заказ не только отнимет уйму времени и сил, но и лишит возможности взять куда более интересную и приятную работу.

Самоуважение: прислушиваемся!

А бывают и такие, кто начинает обсуждение заказа с насмешек и хамства. Пару месяцев назад мне попалась именно такая клиентка: создавалось впечатление, что она только что прочла книженцию по НЛП и теперь пытается отрабатывать на мне сомнительные техники психологического давления. Узнав мои расценки, она с улыбочками заметила, что я себя явно не обижаю. Посмотрела сайт и прокомментировала: «Вижу, шоколад и все дела». После чего сказала, что ей нужен текст на 2 тысячи символов, но не так, что «за 3 часа написал и готово». Да-да, и в предоплате мне было отказано.

Позвольте, уважаемые.

Значит, исходя из вышесказанного, я должна весь рабочий день (а лучше, наверное, два) угробить на текст, за который получу (боже мой, целых!!) 1600 рублей. Без гарантий. Это же явно работа моей мечты! Именно для этого я создавала собственный сайт, собирала портфолио и сотню отзывов. И это всё при том, что расценки-то у меня, по мнению клиентки, явно завышенные :)

На сей раз у меня хватило ума отказаться от щедрого предложения сразу.

Неприятно, но факт: клиенты в сфере b2b редко относятся к исполнителям как к специалистам или, боже упаси, партнёрам. К несчастью, у многих заказчиков по сей день сохраняется барское, потребительское отношение к людям, которые оказывают им услуги.

Каждую из сторон можно понять. Каждый прав – в своём роде, для себя.

  • Заказчик хочет, чтобы исполнитель умел читать мысли, просил оплату только за результат и был готов на бесконечные доработки. Так он может быть уверен в успехе на сто процентов.
  • Исполнитель хочет, чтобы клиент видел в нём специалиста, относился с уважением и гарантировал оплату частичным или полным авансом. Так он обеспечивает себе безопасность.

Отсюда конфликт интересов, взаимное недовольство и негатив. Как всего этого избежать? Ответ прост: надо слушать интуицию, а ещё ВСЕГДА сохранять чувство самоуважения. Вам предлагают работать в ущерб себе (без предоплаты, гарантий, по сниженной стоимости), намекая на то, что вы – тёмная лошадка, не заслужившая доверия? Что ж, с такими заказчиками уважающему себя писателю явно не по пути. Не для того мы пришли в этот мир, чтобы каждому встречному доказывать свои умения и таланты в индивидуальном порядке.

Цените себя, и очередь из клиентов, которые оценят вас по достоинству, не заставит себя ждать.

P.S.

Знаете другие симптомы бесперспективного сотрудничества или признаки клиентов нон-грата? Рассказывайте в комментариях: давайте делиться опытом!