Пару месяцев назад одна девушка в директе Инстаграма спросила меня, как стать успешным копирайтером. Я приготовилась оседлать своего любимого жеребца и поведать об упорстве, трудолюбии и вере в себя, как вдруг меня оборвали новым вопросом: «А какое у Вас образование?». Я была вынуждена признать, что филологическое. На что получила ледяное «Всё с Вами понятно».
Позвольте, граждане. Что понятно?
Неужели вы вправду считаете, что образование обеспечивает успех? И никто не спросит, что дали мне эти шесть лет в университете. Стала ли я лучше писать? Научилась ли создавать метафоры из воздуха? Да и вообще, ходила ли на занятия?
С мифом о том, что без профильного образования в копирайтинге никуда, я столкнулась уже в первые дни работы на бирже. Кроме него есть и другие. Поэтому я решила сделать свежий пост и рассказать всю неправду, то есть правду о копирайтинге.
Готовы?
Неправда №1
Без филологического образования в копирайтинге делать нечего.
За пять лет ни один заказчик не спросил: «Дарья, а какое у Вас образование?» или «Дарья, а что Вы читали из Еврипида?». Только и остаётся, что в минуты праздности вспоминать какие-нибудь «Цветы зла» и молча радоваться собственной начитанности.
Для меня преимущества высшего образования сводятся к следующему:
- Приятно отвечать на вопрос сотрудника банка про образование, когда оформляешь заявку на кредит;
- Наличие «вышки» у беременных успокаивает гинекологов и педиатров, а в обменной карте появляется запись о социальной благополучности;
- Университетский диплом – мощное оружие в спорах с невеждами и щит от социальной агрессии.
Напрашивается печальный вывод. В нашем мире образование нужно исключительно в качестве защиты от высокомерных всезнаек и собственного комплекса неполноценности. Лично мой диплом журналиста вкупе с защищённой на «отлично» выпускной работой не сыграл ни малейшей роли ни в моей корреспондентской карьере, ни в деятельности копирайтера. Зато я могу пугать людей тем, что окончила государственный научно-исследовательский институт по одной из престижных специальностей.
Неправда №2
Нужно освоить кучу сложных программ, редакторов и сервисов.
На первых порах писать можно даже в «Блокноте». Знание Microsoft Office приходит по мере его использования. Сервисы по проверке уникальности всё равно навязывают заказчики, а у каждого из них свой фаворит. Сервисы проверки правописания? По мне – полная глупость. Ошибки тот же Word подчеркнёт, да и писать без ошибок – не значит писать хорошо. Ни один сайт не поправит кривой стиль и отсутствие логики.
Мой совет – осваивать программы по мере надобности, относясь к ним как к инструментам. Чем анализировать текст с помощью десяти различных сервисов, лучше вычитайте его. Как следует, и лучше – несколько раз.
Неправда №3
Нужно обучаться, так как без специфических знаний не обойтись.
Не обойтись. Однако копирайтинг – это дело, учиться которому лучше в процессе работы. Мне нравится называть его ремеслом, ибо в отличие от многих модных профессий копирайтинг создаёт нечто осязаемое, продукт, доступный зрению, слуху и чувствам; текст, готовый работать. А любому ремеслу быстрее всего обучает практика.
Все знания от терминологии до профессиональных тонкостей вы освоите за первые пару месяцев активного поиска и выполнения заказов. А если в промежутках будете ещё и почитывать блоги коллег, то за тот же срок обгоните менее старательных конкурентов. Да ещё и сможете сами раздавать умные советы.
Главное – думать, искать и, безусловно, писать. Много.
Неправда №4
Копирайтингом не прокормишься.
Ещё как прокормишься. Если нужны комментарии, идите сюда. Если неохота, то можете просто поверить мне на слово :)
Неправда №5
Профессия творческая, сиди да придумывай тексты.
Это даже скорее химера, чем миф. Ох, если бы можно было сказать заказчику с его бесконечными цифрами, фактами и деталями «Молчите! Сейчас я сама всё придумаю!», жизнь была бы похожа на бутерброд с чёрной икрой. Но некоторые темы требуют глубокого изучения. Нельзя взять и родить текст о взрывозащищённых судостроительных двигателях без хотя бы приблизительного понимания вопроса.
Сюда подходит правило «семь раз отмерь»: лучше потратить пятнадцать минут на проверку информации, чем написать глупость и потом всё переделывать.
Кстати, иногда информационная подготовка занимает больше времени, чем создание текста. И это – пределы нормы.
Неправда №6
Свободный график.
Он, конечно, свободный. Но не от цейтнотов, дедлайнов или заказчиков из Хабаровска, пересечься с которыми можно только рано утром или посреди ночи. Не ждите, что можно будет целыми днями вальяжно расхаживать по паркам и кафе в поисках вдохновения. Временами придётся метаться в мыле по комнате, пытаясь одновременно ответить трём потенциальным заказчикам и закончить длинный бессмысленный сео-текст о мебельной фурнитуре.
А если вы – женщина с детьми, то ещё накормить, подтереть, поиграть и похвалить. Не сорвав обещанных сроков.
Возможно, в последнем случае было бы легче работать в офисе :)
А правда о копирайтинге в том…
…что нужно просто любить им заниматься. Если вам нравится писать, то вас не остановят ни мифы, ни суровая реальность. И вы обязательно будете счастливы и успешны.
P.S.
А ещё правда в том, что авторам нравится получать комментарии и перепосты в социальных сетях. Так что жмите «поделиться» и, конечно, оставайтесь на Terra SEO :)
2 комментария в "От 1 до 6: вся неправда о копирайтинге"
Встречал где-то информацию, что фрилансеры работают больше, чем наемные сотрудники ))) Но все-таки работа на себя имеет столь отчетливую прелесть, что большинство, кто занялся этим не от безнадеги, а по велению души, в компании не возвращаются.
Автору - благодарность за познавательную, увлекательную и легкую статью!
Обычно остаюсь в смутных сомнениях после прочтения очередных "копирайтерских" попыток объяснить "ху из ху", но здесь совершенно другое: желание знакомиться и с другими материалами (авось, есть чему поучиться?)
С уважением и наилучшими пожеланиями, Дарья (автор Etxt.ru)