Пути заказчика неисповедимы – так наверняка думает каждый копирайтер, работающий на биржах контента. Некоторые заказчики для копирайтера так и остаются загадкой.
Почему он отклонил мою заявку и отдал работу другому? Или наоборот: приятно, но по какой причине заказ получил я, если на него заявлялся исполнитель с рейтингом в десять раз больше?
Я ведь написал прекрасный текст. Почему он вернул его на доработку с раздраженными комментариями? Или: он принял работу сразу. Где же мой отзыв?
Когда-то (во времена работы на Etxt) я тоже гадала над этими вопросами. Однако уже пару месяцев я сама являюсь заказчиком на этой бирже и могу на них аргументировано ответить.
Что я делаю на бирже в роли работодателя? Я занимаюсь seo-продвижением нескольких сайтов, и у меня нет возможности наполнять их самостоятельно. К сожалению, копирайтеры с биржи не столько помогают, сколько создают дополнительные проблемы... Почему? Об этом далее.
Итак, начинаем наше знакомство с Типичным Заказчиком! Предупреждаю: ниже изложено субъективное мнение, основанное исключительно на собственном опыте.
Почему заказчики такие недружелюбные?
Строгое и страшное ТЗ с угрозами – не редкость. А еще заказчики не любят вопросов и хотят, чтобы исполнителям все было понятно с первого раза. Дружелюбный и приятный в общении работодатель – редкая птица, особенно на всевозможных текстовых биржах.
Почему так происходит? Скорее всего, у заказчика уже неоднократно был негативный опыт работы с разными исполнителями. Могу сказать, что получить приличный, подчеркиваю, хотя бы приличный текст очень сложно.
Заказчик должен понимать, что хороший текст стоит дорого, а расценки биржи составляют не выше 150-200 рублей за 1000 знаков. Для етекста это потолок. Но и за эту стоимость копирайтеры умудряются писать всякий бред. К несчастью, у большинства вебмастеров нет денег на профессионального автора, и они надеются найти талантливого самородка на бирже. У некоторых получается (я пока не вхожу в их число).
Резюме. Если работодатель производит грозное впечатление, он не обязательно суров и придирчив. Напишите для него хороший текст: возможно, именно Вы станете его постоянным исполнителем.
Почему заказчик отклонил мою заявку?
Итак, вот основные причины, по которым я отвергаю исполнителей (учтите, что в силу своей профессиональной деятельности в этом вопросе я более придирчива):
- Отрицательные отзывы. Если он только один на фоне 50 положительных, я его читаю – мало ли, может его оставил неадекват? Если соотношение меньше, заявка отклоняется моментально.
- Отрицательный рейтинг. Как надо работать, чтобы уйти в глубокий минус? Мне таких работничков не надо, спасибо.
- Отсутствие текста в заявке. Лень даже пару слов для заявки набросать? Наверняка исполнитель и к текстам относится не лучше. Когда я работала на бирже, то для каждого заказа составляла уникальную заявку.
- Исполнитель в черном списке у кого-то другого. Если отрицательные отзывы могут оставлять злобные заказчики, то в ЧС просто так не заносят.
- Нет аватара и информации о себе. Если мне понадобится таинственный незнакомец, я посмотрю фильм про Зорро. Вдруг вы только так, попробовать? А мне нужен человек, который будет работать.
Теперь про гендерную дискриминацию. Чисто инстинктивно я предпочитаю мужчин (во всех смыслах :) ), поэтому копирайтинг не стал исключением. Если на заказ подает заявку МЧ без перечисленных выше недостатков, я предпочту его женщине. Возможно, у других заказчиков психология работает также.
Правда, этот инстинкт не приносит пользы: по моему опыту мужчины-копирайтеры пишут хуже женщин.
Почему меня предпочли более опытному копирайтеру?
Такой вопрос часто возникал у меня на первых порах моей работы. Теперь я понимаю, что секрет моего успеха всегда заключался в удачно составленной заявке. Грамотно растолкуйте работодателю, почему он должен выбрать вас, и он выберет. Поверьте.
Бывает и другая причина – возможно, с тем самым рейтинговым автором у заказчика случился неудачный, хм, опыт. Или же вы ему просто понравились :)
Почему мне вернули текст на доработку?
Обычно заказчик объясняет причины возврата, и чаще всего ничего страшного в доработке нет. Но я помню, насколько это неприятное событие, когда отлично написанная статья не устраивает работодателя пусть даже в каких-то мелочах. Исполнитель-то ждет позитивного отзыва, хвалебной оды и шквала постоянных заказов! К тому же, такие мелочи «этот гад» мог бы поправить и сам.
Все это так. Бывают гадкие заказчики, которые цепляются к каждой запятой. А бывает, что человек искренне хочет вам помочь, указав на ошибки и предложив их исправить.
Цените помощь и рекомендации заказчиков. Если работодатель потратил время, чтобы разъяснить ваши ошибки, значит, у вас есть потенциал.
Работу приняли, а отзыв не оставили
Если Ваш текст приняли сразу, но не оставили отзыва, тут может быть два варианта:
- Заказчику все понравилось, он не имеет претензий, но про отзыв забыл или слишком занят.
- Вы безнадежны как автор, и работодатель не видит смысла высылать текст на доработку.
Проверить это не так сложно. Если заказчику все понравилось, он обратится к вам еще раз и занесет в белый список. В моей практике чаще бывает второй вариант.
Следует упомянуть, что вся приведенная выше информация касается особенностей работы на етексте, но также применима и для других бирж фриланса. Используйте ее с умом, чтобы в вашем случае заказчики для копирайтера были подарком, а не занозой в одном месте :)
В одном из следующих постов я планирую рассказать, как правильно составлять заявки. А пока подписывайтесь, комментируйте и делитесь записью в социальных сетях.